Структура и классификация тренинга и его базовые техники

Что такое психологический тренинг

Социально-психологический тренинг был изобретен немецким исследователем М. Форвергом в 70-х годах. Изначально метод основывался на ролевых играх с элементами драматизации и посредством взаимодействия в группе был направлен:

  • на повышение социально-психологической компетентности участников;
  • на приобретение социально-психологического опыта.

С тех пор в практике тренинга мало что изменилось. Эти же основы сохранились до сих пор.

Социально-психологический тренинг – метод коррекции личностных качеств, характера взаимодействия в группе и межличностных отношений, поведения и эмоций. Это активный метод социально-психологического обучения. Грубо говоря, урок жизни. Рекомендуется проводить тренинги с 13-14 лет, но  встречаются специальные разработки и для более раннего возраста.

Чаще тренинги проводятся в группах. Состав группы может быть самым разнообразным. Учитывается не столько возраст, пол или социальный статус, сколько сходство социально-психологических трудностей и особенности развития участников. Оптимальная численность группы – от 7 до 15 человек. Состав группы не меняется в течение одного курса. Средний курс рассчитан на 30-50 часов. Тренинг длительностью менее 20-24 часов оказывается неэффективен.

Общая цель социально-психологических тренингов – повышение компетентности в общении, но встречается дифференциация на более узкие направления. Например, обучение решению конфликтов или ведению деловых переговоров, повышение опыта в анализе ситуаций, коррекция установок, работа с самовосприятием и восприятием других людей.

Участники тренинга не получают сухие и кем-то переработанные знания и приемы, а за счет собственной активности сами приобретают опыт и делают выводы. Каждое занятие богато эмоциональным, перцептивным и когнитивным опытом. Обратная связь не оценочная, а описательная. Она актуальна для всех участников, сиюминутная.

Два основных вида тренингов

Психологические тренинги, которые непосредственно ориентированы на конкретное формирование и последующее развитие профессионализма отдельной личности (психолого-акмеологические компетенции), в значительной степени можно причислить к развивающим. Они имеют действительно много общего с тренингами личностного роста, так как непосредственно направлены на актуализацию отдельных черт личности и личностных ресурсов, определенно значимых в конкретном контексте реализации выраженных лидерских функций, а также на успешное преодоление тех личностных барьеров, которые в значительно мере препятствуют их успешной реализации.

Подобные тренинги всегда связаны с получением нового знания о себе самом и других, об окружающем мире в общем, то есть с расширением определенного поля осознания реальности на внутреннем (интрапсихическом) и внешнем (интерпсихическом) уровнях в их непосредственной взаимосвязи. Обычно в них включаются отдельные элементы групповой психотерапии, которые направлены непосредственно на совершенствование уровня личностной интеграции участников тренинга, изменение определенных личностных установок, переоценку неких сложившихся стереотипов и так далее в контексте повышения эффективности деятельности.

Следующий вид тренинга, который целевым образом направлен на формирование и развитие профессионализма некой деятельности (социально-психологические компетенции), в значительной мере является обучающим. Такие тренинги нередко носят характер своеобразного «натаскивания», некой тренировки в спортивном смысле данного понятия, то есть отработки применения неких навыков, доведения их до автоматизма в разных жизненных ситуациях.

В таком случае новые знания могут приобретаться участвующими в тренинге, а могут и напротив (в том случае, когда разговор ведется конкретно про «натаскивание» — перевод уже имеющегося навыка в степень автоматизма). Источником нового полученного знания в рамках подобного вида тренингов может выступать как непосредственно личный опыт, полученный в ходе занятий, так и полученные извне уже сформированные поведенческие модели, приемы, техники и так далее.

Ниже будет представлена универсальная структура тренинга, а также групповой процесс на примере конкретной тренинговой сессии. В большей степени удобен с точки зрения практики подход, основанный на взаимосвязи двух отдельных переменных – таких, как уровень групповой активности, а также время.

Определение 1

Под понятием «групповая активность» (практические специалисты нередко применяют понятие «групповая энергетика») в этом конкретном случае понимается совокупная готовность отдельных участников группы к общей деятельности, обусловленная их внутренним психическим и физиологическим состоянием в данный момент времени.

Это можно увидеть на рисунке 1. Применение такой модели дает возможность ведущему тренинга не просто расставлять конкретные приоритеты и выбирать адекватные техники инициации групповых процессов и воздействия на определенном этапе планирования, но также адекватно реагировать на фактическое течение данной сессии, внося в нее нужные изменения.

Рисунок 1. Структура тренинговой сессии

Итак, первоначальный этап тренинговой сессии называется этап разогрева. Он направлен на логичное повышение уровня групповой активности, а также доведения данной группы до функционального состояния, нужного для успешного решения целевых задач конкретного тренинга. Такое понятие, как «разогрев», применительно к тренинговой сессии взято из теории и практики психодрамы.

Согласно рисунку 1, в начале тренинговой сессии уровень групповой активности всегда будет минимальным. Это относится к абсолютно любым группам, в том числе и к тем, где присутствует высокая мотивация участников. Нужно «разогнать» групповую энергетику перед тем, как начинать постановку уже более серьезных и значительных по содержанию задач.

Замечание 2

Получается, снова-таки по прямой аналогии со спортивной сферой, по сути это будет разминка – постепенное приведение каждого организма в состояние повышенной мобилизации, при котором становится возможной не просто нормативная, но даже сверхнормативная активность — «превышение рекордов».

Необходимость такого разогрева как подготовительного либо разминочного этапа к любой деятельности с повышенной серьезностью объективна, а также универсальна – если при этом она не рефлексируется конкретным субъектом деятельности, то проявляется уже на уровне подсознания. Многочисленные и разноплановые ритуалы, привычные каждому настолько, что практически не осознаются, в начале нового рабочего дня – это перекладывание каких-либо предметов по рабочему столу, хождение по своему кабинету, секунды, проведенные около зеркала, ничего не значащая болтовня с сотрудниками – это ни что другое, как виды разогрева к непосредственной деятельности.

Руководители с большим опытом руководства, ничего не знающие о понятии разогрева как о психологическом феномене, никогда не начнут любое совещание с подчиненными с прямой и конкретной постановки самых значимых и ответственных задач. Они предварительно проведут ненавязчивую беседу, которая может быть даже не связана с последующей темой и деятельностью.

Если вспомнить о целенаправленном разогреве в рамках конкретной тренинговой сессии, то нужно отметить, что число существующих различных разогревающих техник действительно велико. Не существует возможности назвать какие-либо определенные, которые применяют чаще других. Поэтому можно перечислить несколько видов разогрева вместе с небольшой характеристикой каждой из них.

Принципы тренинга

Проведение тренинга требует обязательного соблюдения нескольких принципов:

  1. Принцип моделирования. Воспроизведение ситуаций, где участники проявляют позитивные или негативные элементы в поведении.
  2. Принцип «здесь и сейчас». Обсуждаются и удостаиваются внимания только события, относящиеся к тренингу. Все второстепенные разговоры пресекаются (иногда человек начинает говорить на отстраненные темы в целях самозащиты).
  3. Принцип обратной связи. Обязательный опрос и учет мнений и состояний участников, анализ, рефлексия, обсуждение, внесение предложений.
  4. Принцип новизны. Многообразие и постоянная смена тренинговых упражнений и игр, регулярная смена партнеров по играм в рамках тренинга.
  5. Принцип диагностики. Ведущий ни на секунду не должен прекращать наблюдение за состоянием группы и каждого из ее участников.
  6. Исследовательский принцип. Ведущий направляет группу, а участники сами находят ответы на вопросы и решение задач.
  7. Принцип активности. В работе должен быть задействован каждый участник.
  8. Принцип целеполагания. Цели определяются ведущим заранее, но в процессе работы он обязан при необходимости их моделировать.
  9. Принцип доверительности и конфиденциальности. Информация с занятий не выносится во внешний мир, что позволяет участникам быть честными и открытыми.
  10. Принцип персонификации. В процессе тренинга запрещаются безличные высказывания. Все реплики имеют адресата (от кого, кому).
  11. Принцип экспликации чувств. В форме обратной связи описываются свои переживания и чувства партнера.
  12. «Один говорит – все слушают».

Некоторые виды разогрева с пояснениями

Итак, что именно можно выделить:

  • Тематические разогревы. Им свойственна ярко выраженная тематика, которая содержательно связана с ожидаемой в рамках тренинговой сессии главенствующей деятельностью. Так, это вербальное и невербальное общение, ситуация жесткой конкуренции, нахождение общего решения проблемы и так далее.
  • Общие разогревы. Как правило, они направлены на общее повышение энергетики всех членов группы вне определенного контекста – это может быть повышенная двигательная активность, вербальные либо невербальные контакты каждого участника с каждым и так далее.

Стоит знать, что эти два вида разогревов, несмотря на, казалось бы, очевидную предпочтительность именно первого из них, не стоит противопоставлять между собой. Нередко их применяют в совокупности. Бывает, что в самом начале сессии членам группы стоит проявить физическую активность, чтобы «пробудиться» — суть не только в психологической, но и в физиологической готовности к началу работы.

  • Вербальные разогревы. Данный вид разогревов значительно повышает общий уровень групповой активности в основном за счет рефлексии значимости будущей деятельности в смысле решения личностно, а также профессионально значимых задач, а также непосредственного погружения в связанный с ней информационный контекст. В связи с этим в роли вербального разогрева могут использоваться не только символические и игровые действия, которые основаны на вербальном общении, но и информационные сообщения, которые имеют самоценное предметное содержание, дискуссии внутри группы и прочее.
  • Невербальные разогревы. Их можно назвать «обратной стороной медали», но никак не альтернативой вербальному способу. Они направлены уже на увеличение внутренней готовности к конкретному действию, в первую очередь, на уровне подсознания за счета актуализации невербальными средствами воздействия эмоциональных состояний и создания заряженных эмоционально образов, которые напрямую связаны с дальнейшей работой.
  • Статичные разогревы. Направленность на значительное повышение активности путем актуализации значимости предстоящей деятельности как на рефлексивном, так и на подсознательном уровнях, и дальнейшем погружении в напрямую связанный с ней информационный либо эмоциональный контекст.
  • Двигательные разогревы. Они в каждом случае связаны общим «разгоном» энергетики группы, но также могут быть абсолютно точно нацелены и на актуализацию значимости будущей работы.

Не стоит уточнять, что данные уровни разделения разогревов чисто условны. Конкретный разогрев может одновременно являться, к примеру, вербальным, тематическим и статичным либо невербальным, двигательным и общим и не только. Но указанные характеристики сильно облегчают деятельность тренера при планировании и воплощении в жизнь разогревающей стадии тренинга касательно ее определенных целей и поставленных задач.

Замечание 3

Начинающие тренеры должны учитывать некоторые важнейшие обстоятельства при организации своей деятельности. Так, ясно, что в оптимальном случае разогрев обязан являться процессом, который четко дозирован с точки зрения получения нужного и достаточного уровня функциональной готовности участников группы в общем. При этом четкое определение данного уровня предполагает довольно серьезный практический опыт. Именно поэтому начинающим психологам необходимо применять правило, звучащее как «лучше немного перегреть, чем немного недогреть».

Помимо этого, в основном во всех общедоступных сборниках техник тренинга, которые допустимо и даже обязательно стоит применять для разогрева тренинговой группы, любое, даже самое незначительное действие настоятельно рекомендуется заканчивать обсуждением, которое будет направлено на рефлексию участниками данного тренинга полученного здесь опыта.

Во время разогревающего этапа заниматься этим категорически не рекомендуется из-за того, что такие обсуждения предполагают абсолютно не производительные с точки зрения определенной предметной задачи данной сессии затрат именно той энергии, которая возникла непосредственно в процессе действия и которая, в свою очередь, нужна для перехода к главной деятельности, не считая того, что они приводят к совершенно необоснованному и ненужному затягиванию сессии.

В то время, когда уровень активности группы из-за разогрева уже вырос до нужного значения, начинается, как показано на рисунке 1, следующий этап, который называется этап действия либо интенсивной совместной деятельности, и он направлен на решение конкретных задач именно этой тренинговой сессии. Подобного вида задачи тренингов, как уже было обозначено, достаточно разнообразны. Можно выделить такие довольно типичные в рамках появления и развития лидерских компетенций задачи:

  • Постепенное развитие коммуникативной компетенции (куда включены также навыки выступления на публике).
  • Успешное развитие навыков уверенного (ассертивного) поведения в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
  • Развитие личной креативности.
  • Развитие личного эмоционального интеллекта.
  • Успешное разрешение любых конфликтных ситуаций.
  • Подготовка и последующее проведение переговоров.
  • Достаточная отработка навыков и приемов группового принятия решений.

Как и касательно разогревов, имеющийся в современной практической психологической науке технический арсенал, последовательно направленный на успешное решение данных задач, по-настоящему велик, и, поэтому, подробно описать его почти невозможно. Но при этом есть возможность выделения самых универсальных и при этом эффективных техник относительно стадии действия.

Первой и при этом наиболее востребованной на подобных тренинговых занятиях техникой можно назвать не что иное, как обмен ролями. Смысл данной техники в том, что участник тренингового занятия не просто оказывается в ролевой позиции значимого иного или просто типичного представителя референтной группы, но, как можно выразиться, «влезает в его шкуру» — то есть смотрит на окружающий мир, на текущую ситуацию социального взаимодействия, а также на себя лично его глазами.

  • С помощью выбора между участниками группы индивида, в значительной степени ассоциирующегося в конкретном субъективном восприятии главенствующего действующего лица с действительно значимым участником конкретной рассматриваемой ситуации социального взаимодействия на определенную роль.
  • С помощью введения в роль значимого иного через воспроизведение его невербальных сигналов, таких как самые часто повторяющиеся позы тела, мимика, жесты и т.д.
  • С помощью проговаривания его личных внутренних установок и реальных намерений.
  • С помощью точно детализированного пошагового воспроизведения конкретного контекста и конкретно этой ситуации социального взаимодействия, в рамках которого и осуществляется обмен ролями – член группы многократно меняет роли, оказываясь то в своей собственной роли, то в роли значимого иного.

Данная техника дает возможность сформировать наиболее полный и точный взгляд как на уже произошедшие в реальности, так и на только планируемые в будущем ситуации социального взаимодействия, осознать реальные мотивы партнера, переступить через уже сложившиеся стереотипы восприятия реальности, опробовать и затем оценить эффективность иных моделей поведения.

Проведение тренинга

Как правило, выбирается ведущий. Обычно это психолог, если мы говорим о тренинге как профессиональном методе коррекции. Сама группа располагается в форме круга.

Дискуссия

Главное отличие социально-психологического метода от других тренингов – в его содержание всегда входит дискуссия, цель которой – интенсивно и продуктивно решать групповые задачи. В ходе дискуссии участники:

  • аргументами и логикой воздействуют на мнения, позиции и установки других участников;
  • через сопоставление разных и даже противоположных точек зрения учатся понимать и уважать других и себя;
  • учатся видеть проблему с разных сторон;
  • предотвращать и разрешать конфликты;
  • работать в группе, принимать и возлагать ответственность;
  • удовлетворяют потребность в признании и самореализации.

Дискуссию можно строить на фоне проблемы, рассказа, реального случая из жизни какого-то участника. Реализуется дискуссия в три этапа: подготовительный (организационный), основной (свободное или программированное ведение, либо компромиссная форма) и заключительный.

Эффективность и успешность дискуссии во многом зависит от личности ведущего:

  • умение общаться в официальной и неофициальной обстановке;
  • качества лидера;
  • умение ориентироваться в конфликтах и решать их;
  • аналитические умения: сбор и анализ информации, ее поиск, оценка и сравнение;
  • способность планировать и рационально расходовать время;
  • умение оценивать и анализировать свои решения;
  • способность находить выход из нестандартных ситуаций.

Кроме дискуссии тренинг включает ролевые игры. Признаки ролевой игры: управляющая модель, роли с разными целями и взаимодействием между собой, общие цели игры, множество решений и альтернативных сценариев развязки, групповое или индивидуальное оценивание игры, эмоциональное напряжение (управляемое).

Почему именно ролевые игры так популярны в психологическом тренинге? Они имеют ряд особенностей:

  • снимают все оковы с участников (чаще роль далека от реальной жизни);
  • условны;
  • способствуют раскованности;
  • развивают креативность;
  • позволяют экспериментировать с моделями поведения без последствий;
  • расширяют индивидуальный опыт и стратегии поведения, обучают более успешным моделям.

Ролевые игры выявляют ошибки в общении и поведении, помогают их анализировать. Вместе с этим корректируется эмоциональное состояние участника и накапливается опыт конструктивного ведения бесед. Кроме того, выявляются неэффективные и тормозящие личностное развитие стереотипы поведения.

Ролевые игры бывают двух типов: спонтанные (импровизация) и сюжетные (по сценарию). Спонтанные игры не требуют подготовки, они развивают творческий потенциал участников и ориентированы на актуальные в настоящую минуту проблемы (могут быть придуманы прямо во время тренинга).

Сюжетные игры решают популярные проблемы и задачи общего плана, которые ведущий ставит до тренинга. Как правило, это более сложные игры. Они не подходят для обучения новым моделям поведения.

Пример ролевой игры: участникам нужно представить, что они находятся на пресс-конференции. Выбирается ведущий. Каждый участник пишет три вопроса касаемо ценностей, на которые он хочет и может ответить. Далее ведущий произвольно указывает, кому обменяться листами. В итоге в парах один человек задает вопросы, другой отвечает, но происходит это на глазах группы. Как «журналист», так и группа имеет право задать один вопрос от себя, но опрашиваемый не обязан на него отвечать.

Упражнения

Среди упражнений используется несколько типов:

  • Развлекательные. Снимают напряжение и высвобождают эмоции, не требуют предварительной разминки, не несут смысловой нагрузки, сокращают дистанцию в общении участников, способствуют непринужденному общению, подходят любому типу аудитории.
  • Разминочные. Снимают стереотипы и привычки повседневного общения, создают непринужденную атмосферу, изменяют средовые стереотипы общения и поведения.
  • Танцевально-песенные. Снимают скованность и зажатость, страх заявить о себе и выделиться, сплачивают группу и повышают активность, выявляют лидеров и показывают структуру группы, индивидуально-личностные особенности участников.
  • Развитие эмпатии. Название говорит само за себя о целях. Без эмпатии продуктивное и здоровое взаимодействие невозможно.
  • Релаксация. Проводится для расслабления группы, в любое время, когда ведущий фиксирует групповую усталость. Эти же упражнения позволяют лучше узнать самого себя. Они особенно нравятся подросткам. Подходят любые упражнения на анализ собственных ощущений и расслабление.
  • На развитие невербального языка, без которого немыслимы социальные контакты. Упражнения предполагают контакты глазами, тактильное взаимодействие, общение через мимику и пантомимику. Эти языки нужно знать и уметь применять уместно в каждой ситуации.

Пример развлекательного упражнения. Все участники расположены по кругу, ведущий пускает мяч (произвольно бросает). Задача того, кто мяч получит, закончить фразу «Никто из вас не знает, что я…». Мяч можно кидать несколько раз одному и тому же участнику, но каждый член группы должен обязательно оказаться вовлеченным.

Пример разминочного упражнения. «Дефиле». Участники поодиночке или парами (тройками) должны выходить в центр круга и оригинально идти – так, чтобы на них обязательно обратили внимание.

Пример танцевально-песенного упражнения. «Хор». Участники разбиваются на группы, каждой дается лист с заданием. Задача – исполнить написанную песню указанным мотивом и (или) в сопровождении определенных действий. Например, «Маленькой елочке» на мотив «Катюши» и двигаясь влево-вправо.

Упражнение на развитие эмпатии. «Представление о группе». На листе ватмана каждый участник зарисовывает свою ассоциацию с группой. Можно несколько раз подойти к листу, но за один подход нарисовать только один образ (ассоциацию). Все обсуждения проводятся после упражнения и имеют характер обмена чувствами и впечатлениями.

Пример упражнения на невербальное общение. Из расположения по кругу участники подходят друг к другу и здороваются любым невербальным способом (оба участника предлагают свой вариант). Потом каждый участник из пары переходит к новому партнеру и начинает с приветствия, с которым перед этим обратились к нему. Если приветствия совпадают, то на момент перехода для следующего партнера нужно придумать что-то новое.

Хочу добавить еще несколько слов об упражнениях на развитие невербального языка. Несловесное поведение труднее контролировать, потому упражнения «без слов» представляют особую ценность в психогимнастике. Они учат выражать отношение к ситуации, себе, человеку без слов. Невербально мы получаем больше 70 % информации, а что еще важнее – правдивой информации.

Два основных вида тренингов

Эти упражнения устраняют неуверенность, снимают скованность, но важно учитывать настроение группы и чувства конкретного участника. Не стоит сразу давать «тяжелые» упражнения с большим контактом, чем рукопожатие. Именно этот вид упражнений требует особого мастерства и осторожности ведущего. Например, запланировал ведущий одно из таких упражнений, но на занятии видит, что группа совершенно не готова для него – значит, нужно тут же сориентироваться и подобрать другое. Как и в медицине, действует правило «Не навреди».

Другие методы

Ролевые игры и дискуссия – базовые методы социально-психологического тренинга. Кроме них используются деловые игры, невербальные методики и анализ видеозаписи.

Успешное разрешение конфликтов с помощью техники инкаунтера

Техника обмена ролями находится в основе одной из наиболее сильных техник разрешения различных конфликтных ситуаций – техники инкаунтера (от английского встреча, дуэль, столкновение).

Определение 2

Инкаунтер – это определенная расписанная пошагово модель успешного разрешения различных конфликтных ситуаций, напрямую связанных как с межличностными, так и с предметными противоречиями (например, с альтернативными подходами к успешному решению поставленной всем задачи).

В традиционном варианте предусматривается наличие таких шагов:

  • Шаг первый. Члены тренинговой группы располагаются друг напротив друга, и каждый из оппонентов поочередно описывает свою позицию. Во время этого запрещено перебивать говорящего, подавать встречные реплики любого характера, задавать любые уточняющие вопросы. По окончании речи член группы, выступающий в роли слушателя, может задавать вопросы, чтобы более точно понять позицию оппонента либо уточнить что-либо.
  • Шаг второй. На этом шаге происходит обмен ролями. Члены занятия повторяют услышанное как можно ближе к оригинальной речи из роли своего оппонента (по ситуации может использоваться традиционный вариант, при котором оппоненты меняются местами физически, занимая строго противоположную позицию, либо так называемый частичный, когда они продолжают сидеть на своем месте, но говорят все же от первого лица).
  • Шаг третий. Здесь происходит обратный обмен ролями, сопровождающийся взаимным уточнением позиций. Участники тренинга по очереди начинают оценивать, как близко к оригинальной была проговорена их точка зрения и, если были допущены какие-либо искажения либо имели место быть упущения, корректируют сказанное.
  • Шаг четвертый. Техника «пинг-понг». Участники могут по очереди обратиться к оппоненту с полемическими вопросами, какими-либо критическими поправками либо высказываниями. В большинстве случаев используется такой подход: первая сторона задает свой вопрос либо произносит реплику, а затем противоположная сторона может отреагировать вербально, наступает право ответной «подачи». Число подобных попыток должно быть равным для каждого, и оговоренным строго заранее.
  • Шаг пятый. Происходит изменение и корректировка лично позиций каждым из участников тренинга с учетом полученного нового опыта.
  • Шаг шестой. На этом шаге происходит поочередное озвучивание скорректированных позиций по схеме, озвученной в шаге один.
  • Шаг седьмой. Происходит завершение с обязательным подведением получившихся итогов данного обсуждения и последующим заключением контракта, регламентирующего дальнейшие отношения.

При кажущейся простоте этой техники во время подготовки и проведения данного инкаунтера очень многое зависит от эффективности и точности действий ведущего тренинга. Поэтому при воплощении в жизнь данной схемы необходимо обратить пристальное внимание на некие технологические особенности.

Во-первых нужно обеспечить полное равенство возможностей каждой из сторон и беспрекословное соблюдение всех установленных правил. Смысл равенства сторон должен выделяться как на уровне рефлексии (точное содержание инструкций, временной регламент, число возможностей для выступления), так и с помощью невербальных, направленных уже на подсознательное восприятие посылаемых сигналов.

Пример 1

При организации пространства ведущим нужно брать одинаковые стулья, место ведущего тренинг следует расположить равноудаленно от каждой из сторон и т.д. Во время проведения инкаунтера каждая попытка перебить рассказчика должна в тот же момент пресекаться. Также стоит обратить внимание вот на что – на самом первом этапе инструкция для сторон должна включать требование вести разговор, глядя точно в глаза друг другу без каких бы то ни было исключений, и это должно строго отслеживаться ведущим – это нужно для того чтобы оппонентам было трудно скрывать свои настоящие чувства и эмоции относительно друг друга.

При выполнении второго шага при принятии решения, связанного с определенным выбором между полным либо частичным обменом ролями стоит учитывать, что наибольший эффект восприятия ситуации глазами оппонента (а для этого и осуществляется данный шаг) достигается в первом варианте, но при сильной эмоциональной заряженности ситуации, напрямую связанной с межличностными отношениями, вариант физического обмена местами может привести к высокому сопротивлению.

В данном случае лучше использовать более локальный вариант два. То же самое стоит учитывать, воплощая четвертый шаг. В ситуации, имеющей сильно выраженный межличностный характер, при близости наступления «точки кипения» необходимо его пропустить, так как данный шаг запускает дополнительный круг конфронтации, и это может быть полезным в других обстоятельствах, в частности, если речь ведется об обсуждении иных вариантов решения общей предметной задачи.

Практически часто встречается сопротивление участников тренинга воплощению шестого шага, когда, по их собственному мнению, первоначальная позиция не понесла значимых перемен. В данной ситуации ведущему необходимо уважительно и достаточно твердо настоять на своем, требуя соблюдения инструкции.

Пример 2

Можно воспользоваться такими заготовками: «Вы не поменяли свою точку зрения. Это ваше определенное право. Пожалуйста, изложите повторно для всех нас вашу не поменявшуюся позицию».

Нужность такой твердости позиции нужна потому, что даже если данная точка зрения осталась неизменной, минимальные и даже, возможно, не осознаваемые, перемены как в содержании позиции, так и в ее эмоционально-экспрессивном изложении все равно возможны, так как ни один даже самый упрямый индивид не может с полной точностью повторить все, что он рассказал тридцать-сорок минут назад, учитывая все последовавшие после этого действия.

Ведущему необходимо очень тщательно отслеживать подобные нюансы, пристальное внимание уделяя невербалике, так как она представляет из себя особый «ключ доступа», который дает возможность говорить о появлении реальных либо потенциальных перемен, в этот момент не принимаемых или не осознаваемых индивидом.

Во время подведения итогов и при оценивании результатов инкаунтера следует четко понимать, и обязательно поставить в известность участников, что достижение определенного согласия либо сближение точек зрения участников не самоцель и уж точно не стопроцентный результат этой процедуры. Применение инкаунтера дает возможность убрать личностные проекции участников, усиливающие и обуславливающие следующие искажения восприятия реальности – предубеждение в пользу самого себя, тенденции к постоянному самооправданию, основную ошибку атрибуции, негативные стереотипы от сути разногласий.

Также возможно уменьшить искажения собственного восприятия, напрямую связанные с процессом коммуникации. Получается, что ситуация освобождается от истинно деструктивных частей конфликта. Объективные и обусловленные настоящими обстоятельствами противоречия сами по себе не просто не деструктивны, но даже именно в них зачастую заключен некий потенциал дальнейшего развития.

Замечание 4

Именно поэтому осознание и точная формулировка объективных противоречий участниками приводит к возможности выработки адекватного плана последующих действия по устранению, формулировке и принятию норм, которые будут регламентировать взаимодействие при их наличии и проч.

Если по итогам данного инкаунтера стороны приходят к осознанию того, что их конечные позиции полностью несовместимы и сближение не представляется возможным, это также можно назвать важнейшим шагом вперед, по сравнению с первоначальной ситуацией, так как решение о разрыве отношений, принятое по итогам грамотной, справедливой и разносторонней оценки актуальных обстоятельств, намного лучше, нежели стагнация ситуации и дальнейшая видимость поддержания отношений.

Хотя в традиционном варианте базовая техника инкаунтера призвана разрешить диадный конфликт, она с легкостью перевоплощается в пригодную для работы в рамках межгрупповых конфликтов, а это, в свою очередь, значительно расширяет возможности ее использования как для разрешения настоящих конфликтных ситуаций, имеющих место быть во время проведения тренинга, так и в обучающих целях.

В межгрупповом варианте инкаунтера при проведении пятого шага стоит выделить каждой из подгрупп определенное время для оговаривания с применением при имеющейся возможности помощников ведущего в роли фасилитаторов.

Замечание 5

Как уже говорилось, техника инкаунтера выступает не только в роли результативного средства для разрешения существующих конфликтных ситуаций в группе, но и в качестве действенного инструмента обучения и дальнейшего развития. Она обширно применяется для отработки навыков ассертивного поведения, активного слушания, ведения конструктивного диалога, аргументации, обоснования, представления, модификации личной позиции по ходу переговоров, реализации на практике диалектического метода принятия конкретных решений в групповом контакте.

Следующий повсеместно распространенный инструмент тренинга – это ролевая игра. Ее отличие от техники обмена состоит в том, что она имеет направленность на получение нового опыта и отработку навыков не за счет полного взгляда на сложившуюся ситуацию глазами значимого иного, а с помощью увеличения ролевого репертуара, освоения иных социальных и профессиональных ролей, а также опробования и оценивания эффективности новых поведенческих моделей при реализации более привычных ролей.

Типичные сценарии ролевых игр разной тематики и методические рекомендации по их проведению можно найти в широкодоступных специализированных трудах. Но в частных случаях более целесообразной представляется разработка оригинальных сценариев, которые будут учитывать реальные обстоятельства и определенный групповой контекст.

Сценарий

Сценарий тренинга разрабатывается заранее, как правило, он предполагает несколько занятий. Каждое занятие – опыт для участников. Отдельные занятия строятся приблизительно по следующему плану:

  1. Начинается тренинг со знакомства участников. Для этого подходит игра или упражнение для самопрезентации с элементом «снежного кома». Если участники уже знакомы, то имена запоминаются только ведущим. Вариант самопрезентации может быть разным, например, назвать имя предыдущего участника, свое и три глагола о себе.
  2. Далее следует разминка с упражнениями коммуникативной направленности, эмоциональной и поведенческой. После следует групповая дискуссия и обозначение цели занятия (кроме общей цели есть отдельные для занятий). Выбирается пара ситуаций для дискуссии и ролевых игр (предлагают сами участники, что-то из «наболевшего» и актуального прямо сейчас). В конце каждой игры или упражнения проводится групповая дискуссия, участники оценивают свою активность и состояние.
  3. После идут упражнения узкой направленности для развития конкретных навыков и умений.
  4. Игровыми упражнениями закрепляется непринужденная обстановка.
  5. Рефлексия по всему занятию.

Результаты

Человек, прошедший социально-психологический тренинг:

  • умеет устанавливать эмоциональный контакт;
  • организовывать пространство для общения;
  • определять эмоциональное состояние оппонента по его реакциям;
  • создавать благоприятный психологический климат;
  • выслушать и понять;
  • контролировать внешние проявления собственных эмоций и чувств (позы, мимика, жесты);
  • аргументировать свое мнение и позицию;
  • решать конфликтные ситуации.

Тренинг дает знания из области психологии личности, группы, общения. Тренинг – обучающий курс, потому и полный объем результатов становится заметным спустя время, через несколько недель или месяцев, когда все эмоции утихнут и останутся только полученные знания, умения и навыки. Не нужно проходить тренинги часто – максимум раз в полгода.

Личность ведущего

Не каждый человек имеет право проводить тренинг. Во-первых, необходимо пройти специальное обучение, а во-вторых, нужны определенные индивидуально-личностные особенности. Ведущий во время тренинга выполняет 5 ролей:

  • организатор и руководитель (инструктор, режиссер);
  • психоаналитик (со здоровым дистанцированием и лично нейтральным отношением к участникам);
  • руководитель-комментатор (психологическое профессиональное сопровождение);
  • руководитель-посредник (управляет процессом, но не несет ответственности за течение);
  • один из участников группы (равное положение с остальными участниками, человек со своими особенностями и жизненными проблемами).

Ведущий выбирает стиль руководства, который во многом зависит от выбранной ранее роли. Как и у руководства в широком смысле, возможны 3 стиля: демократический, авторитарный и попустительский. Иногда необходим авторитарный стиль (когда участники становятся дезориентированными и пребывают в стрессе, атмосфера напряженная, требуется строгое соблюдение плана занятий для стабилизации и нормализации обстановки), но в остальных случаях оптимален демократический стиль.

Стиль руководства не зависит от самого курса или школы (учреждения), где преподают. Он зависит только от ведущего.

Личностный портрет успешного ведущего:

  • ориентация на клиента (участников), желание и возможность помочь;
  • гибкость и терпимость, отвлеченность от личных мнений и чувств;
  • открытость к другим мнениям;
  • способность создать благоприятную и комфортную атмосферу, восприимчивость;
  • способность быть открытым, несмотря на профессионализм, проявлять истинные эмоции;
  • энтузиазм и оптимизм, творческий потенциал, вера в способности каждого участника к изменениям, обучению и развитию;
  • сдержанность и самообладание, уравновешенность, развитый самоконтроль;
  • уверенность в себе, любовь и позитивное отношение к себе, развитое самосознание (знание потребностей и мотивов, сильных и слабых сторон), адекватная самооценка;
  • развитое воображение и интуиция;
  • высокий интеллект, образованность и специальное образование, дающее право на проведение тренингов.

Ведущий тренинга должен совмещать в себе творческого, чувственного и нестандартного человека с квалифицированным специалистом, профессионалом.

Обучают тренеров в высших учебных заведениях и некоммерческих тренинговых школах. Ведущий должен четко видеть цели, которые хочет достичь и иметь большой выбор профессиональных методов и средств их достижения, уметь быстро реагировать и импровизировать.

Послесловие

Социально-психологический тренинг повышает социально-психологическую компетентность личности за счет развития конкретных (цель, задачи и тема тренинга) компетенций. Тренинг можно рассматривать и как метод группового консультирования, и как метод воздействия на личность (коллектив) с целью изменения коллектива, особенностей поведения и мышления личности.

Компетентность в общении и социальном взаимодействии – одна из самых важных. Потому социально-психологические тренинги используют при подготовке врачей, педагогов, психологов, руководителей, менеджеров и других специалистов, чья профессия связана с ежедневными социальными контактами. Тренинги помогают формировать «социальный иммунитет».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клиника "Идеал"